Обсудить статью в дискуссионном клубе
Когда в Россию вернется философский пароход?
Владимир Дергачев
В 2012 году исполняется девяносто лет, как из России на Запад отплыл «философский пароход». Эта компания по высылке за границу неугодных власти российских мыслителей — выдающихся деятелей отечественной философии, науки и культуры — олицетворяет трагическую страницу российской истории, прервавшая преемственность развития интеллектуальной мысли на долгие годы.
Власть, поставившая целью построить общество бездумных людей, увидела в интеллектуальной элите смертельную опасность для коммунистического режима. Одним из инициаторов высылки был «вождь всемирного пролетариата» В.И. Ленин. По образному выражению другого вождя всемирной революции — Льва Троцкого российских мыслителей «терпеть было невозможно», а для расстрела «не было повода».
Массовую депортацию преимущественно ученых-гуманитариев и деятелей культуры власть осуществила осенью 1922 года. На пароходах «Пруссия» и «Обербургамистр Хакен» за границу было выслано более 200 представителей духовной элиты. Многие из них внесли значительный вклад в развитие мировой науки: П.И. Сорокин, Н.А. Бердяев, Ф.А. Степун, Л.П. Карсавин, С.Л. Франк и другие. Сорокин стал крупнейшими социологом двадцатого столетия и «отцом» американской социологии. Бердяев оказал существенное влияние на развитие европейской философской мысли.
Труды изгнанных русских мыслителей вернулись на родину в конце двадцатого столетия. Адресованные думающему и истинно верующему человеку, они уже мало смогли помочь бездумному человеку с советской ментальностью, пронизанному радиацией воинственного атеизма. Кто же теперь властители российских душ?
В Рунете можно обнаружить сайт с рейтингом, не много не мало, российских мыслителей, зашкаливающий за Топ100. По наивности автор думал, что с трудом можно набрать такое количество великих мыслителей за всю историю европейской философии. На фоне «гремучей смеси» и сиротливых имен Александра Зиновьева и Александра Солженицына, ныне покойных, в первых рядах рейтинга особо выделяется группа российских политтехнологов, социологов, политологов и политиков. В «мыслители» попал даже муж самой «талантливой жены».
Рейтинг исключительно объективно отражает нищету российского духа. Несмотря на то, что за его бортом оказались главные кремлевские «мыслители». Которые за два десятилетия умудрились дважды повернуть курс корабля российской государственности на 180 градусов — в начале к богатому «пузу» Запада, предав всех своих союзников и деловых партнеров, а затем выразили намерения вновь развернуть курс на 180 градусов в евразийские степи.
От призрака коммунизма к призраку демократии. Диагноз России как «страны вечной беременности» был дан философом Мерабом Мамардашвили. От заимствования чужих идей, превращенных в российском социокультурном пространстве в догму, часто остаются развалины, на которых воздвигается очередной храм идей. Каждая «беременность» чужими идеями прерывается смутой.
На Майданах Февральской революции 1917 года произносились страстные речи о демократии и патриотизме, но наступившие серые будни показали катастрофический разрыв между словом и делом. И «демократия» была легко сметена диктатурой пролетариата. Призрак коммунизма, который неприкаянно бродил по Западной Европе, в конце концов, на семьдесят лет разгулялся на восточноевропейских просторах. Пока, наконец, четверть века назад, не выяснилось, «что так жить нельзя».
И с очередным энтузиазмом, недоразвитый коммунизм в результате геополитического самоубийства СССР и КПСС в конце двадцатого столетия был заменен на призрак светлого капиталистического будущего. Как вскоре оказалось не для всех. Цунами бездумной демократии привел к катастрофическому расслоению общества. Наступило чрезмерное торжество демократии. Сегодня, на фоне выдающихся российских успехов на газовых фронтах, имитация в духовной сфере кажется невинной забавой.
Кризис российского духа наглядно демонстрирует постмодернистская русская философия, ставшая по образному выражению Карена Свасьяна философией очередного попугайничанья1. Постмодерн описывает современную цивилизацию, завершившую путь развития по логике «модерна» или Нового времени. Завершенный модерн — это высокоразвитая промышленность и машиностроение, развитая транспортная инфраструктура.
А что такое постмодерн в обыденном смысле слова? Это высокое качество жизни, когда улицы не завалены мусором, дороги не разбиты и вдоль них не стоят как потухшие свечи сухие деревья, хибары и бараки, бомжи не копаются в мусорных контейнерах, а по городским улицам не носятся стаи бездомных собак.
Постмодерн, по мнению философа, в России не может быть по определению. Как в стране незавершенного модерна может появиться постмодерн? Российская демократия загнала себя в мышеловку собственного изготовления. Постмодерн на фоне деинустриализации и деморализации это очередной интеллектуальный тупик. В эпоху Постмодерна идеология на Западе не имеет реальной силы, и она была выброшена в другом социуме и социальном времени на помойку истории. А если учесть, что существует проблема с истинно верующим человеком, как может власть воодушевить социум на созидательную деятельность?
Не завершив восстановления разрушенного бездумной демократией промышленности, кремлевские «мыслители» начали строить прожекты о нанотехнологиях. Не создав за многие годы не одной эффективно действующей экспортно-промышленной свободной экономической зоны, приступили к созданию технополиса Сколково, которого оппоненты называют Нью-Васюками. И нанотехнологии и технополисы это признаки постиндустриальной эпохи. Как можно в неё перепрыгнуть на основе деиндустриализации?
Почти два десятилетия в России потрачено на пустопорожние разговоры о Великих Шелковых и других международных транспортных коридорах. Тогда как протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием начала сокращаться, а большинство магистралей, в том числе федеральная трасса Москва – Владивосток представляет за исключение небольших участков «амурские волны» или карьеры для добычи щебня и камня.
Не здесь ли корни российского безумия? В отличие от исследователей, рассматривающих причины распада коммунистического строя с позиций высоких материй, Карен Свасьян рассуждает следующим образом: «В старые благородные времена лучшие души России равнялись на Запад в стремлении догнать и перегнать Европу духа». В дальнейшем обгонялась уже не духовная Европа, а мясо-молочно-кукурузная Америка: «Равнение на западный дух уступило равнению на западное брюхо». После падения «железного занавеса» советская сверхдержава устремилась к богатому Запада. И после оглушительной неудачи на этом пути и «облатнения» стиля жизни, встает неожиданный вопрос: «Может быть, Россия сошла с ума?». Философ пишет: «Нужно обладать поистине носорожьим оптимизмом, чтобы считать транспарант «Россия на пути к демократии» вообще мыслью. Это не мысль, а отсутствие мысли…»2. При более глубоком подходе русская национальная идея каждый раз оказывается нерусской. От «прорубить окно в Европу» до коммунистической идеи. И, наконец, до современной русской идеи, которая трансформировала лозунг «от тайги до британских морей» с помощью геополитического макияжа: «от острова Чукотка до клуба Чэлси». Настоящая философия не сводится к индексу цитируемости, а своего рода роман Духа. Внутренний мир человека, включая его мысли, чувства и ощущения, принадлежат Вселенной не в меньшей степени, чем внешний мир. Такое восприятие мира приводит к революционному пониманию мира. В котором главной проблемой служит не экология, и общественные движения по спасению природы от загрязнения человеческой деятельностью, а необходимость спасения природы от загрязнения мыслями и другим информационным мусором.
И пока «мыслители» будут подменять идеологию, а к берегам России не пришвартуется «философский пароход», великая держава неминуемо придет к трагическому финалу.
1 Свасьян К. Растождествление (Час челяди. Россия и демократия). — www.rvb.ru/swassijan/toc.htm
2 Там же.
«Геополитика сверхдержав»