logo
Институт геополитики профессора Дергачева
Сетевой проект
Аналитический и образовательный портал
«Пока мы не вникнем мыслью в то, что есть, мы никогда не сможем принадлежать тому, что будет». Мартин Хайдеггер

Геополитика. Русская энциклопедия

Интернет-журнал

Геополитика. Русская энциклопедия

Геополитика. Русская энциклопедия

Новые статьи здесь

Другие статьи:
Европейский Союз после Brexit. Чем крепче поцелуи, тем меньше денег
Нешелковый путь Черноморья
«Европейская мечта» Украины
Утешительный проект «Восточного партнёрства»
«Восточное партнёрство». Финиш антиевропейского проекта Европы
Аджария. «Жемчужина Грузии». Бульдозером по геополитике
Мировая туристическая индустрия
«Золотая эра» китайско-британских отношений
Великий Морской Шелковый путь
Шёлковый путь Большой Евразии. Китайский суперпроект века
Иммануил Кант. Путешественник, открывший Великий океан, берега которого еще не удалось достигнуть никому
Западный геополитический форпост России
Почему провалился евроинтеграционный «Дранг нах Остен»?
Путешествие в никуда между Петербургом и Москвой
Александр Радищев. Отец русских либералов, не любящих Родину
Первая мировая религиозная война
Украина. Третья Руина. Национальна идея под кого залечь и её последствия
Взрывоопасная «серая зона» Европы
Российская «имперская» геополитика
Восточная Европа в эпоху глобальной нестабильности
Конец китайской геополитики «искусно не высовываться»
Европейский Союз. Путь с вершины только вниз. Раскалённые рубежи Европы
Американская геополитика исключительности и «просвещенного» цинизма
Геополитическая эпоха глобальной нестабильности. На главных фронтах
Болгария. От обороны Шипки до нового турецкого протектората?
Ближний Восток. Сирия. Турецко-сирийский вековой конфликт
Ближний Восток. Курдистан
Ближний Восток. Ирак. Последствия американской агрессии
Предательство арабов великими европейскими державами
Исламская цивилизация. Идеология панисламизма. Религиозный конфликт
Великая Антиохия. Форпост христианства. Родина имя «христиане»
Взрывоопасные геополитические проблемы Турции
Турецкая геополитика. Доктрина «ноль проблем с соседями» и Realpolitik
Украина. Страна трудовых мигрантов
«Прибалтийские тигры». Пешки и марионетки на геополитической шахматной доске
Молдова. Ассоциация с ЕС. Время подводить первые итоги
Профессор Владимир Дергачев. К 70-летию со дня рождения
Геополитические последствия кризиса в Греции
Республика Македония. Не признанная Грецией
Империя Александра Македонского. Глобальная геополитическая трансформация древнего мира

__________
Мировой геополитический цунами сепаратизма
Пиратская геополитическая технология «управляемого» хаоса
Вечера на Хуторе близ Европы и России
Геополитическая трансформация в Черноморском регионе
Проигранная битва за Мировой океан
Геополитика Мирового океана
Великий час океанов
Государство создают Властитель и Песня
Великая война. Первый смертельный инфаркт Европы
Афон. Монашеское государство Святой Горы
Невыученные уроки Крыма
Одесская Хатынь. Евроинтеграция по-украински
Демократическая «петля Анаконды» в степях Украины
Новый регионализм
Почему воскресла «Мертвая рука»?
Индия. Самая большая демократия мира
Битва за Евразию. Тектоническая геополитическая
трансформация

Великие украинцы о выборе пути
Вирус национализма
Крымские рубежи вражды и мира
Кто будет владеть Евразией? Суперпроект века

Главные геополитические события
Пелопоннес. Послание древних греков современному миру
Знание – геополитическая сила и стратегический ресурс государства
Почему при лучшем в мире президенте не прекращаются теракты?
Россия модернизирует вооруженные силы
Третья Руина в истории украинской государственности
Киевский Майдан и Пятая колонна Запада
Украина. Европейский тайм-аут
К новой системе региональной безопасности на Южном Кавказе
Великий кормчий
Города-призраки на службе китайской геополитики
Мировое нашествие китайцев
Аморальное стремление к «богатому пузу» Запада
Смертельные обширные инфаркты Европы
Европейский протекторат Америки
Когда наступит «Закат Европы»?
Призрак коммунизма бродит по Европе
Почему Запад и Россия сходят с ума по-разному?
Геополитическая трансформация Латинской Америки Венецианская «империя» силы духа и духа наживы>
Гибель мировой секретной империи
Секретная сверхдержава
«Патриоты», обокравшие Россию
Красная Африка. «Кровожадный» неоколониализм Китая
Американский ангел хаоса на Африканском континенте
Обед в корчме на политическом кладбище
Словакия. Страна успешной «европеизации»
Страна вечной евроинтеграционной беременности
Постсоветская Балтия. Куда испарились балтийские тигры?
Кавказ. «Солнечное сплетение» Евразии
Возможен ли евразийский брак по любви или несчастью?
Евразия в поисках Евразийского Союза
Центральная Азия на евразийских рубежах вражды и мира
2012. Главные геополитические события
Партия как рулевой криминально-коррумпированной власти
Кризис российской государственности
Чрезмерное торжество российской «модернизации»
Украина в новой геополитической архитектуре мира
Восточная Европа в новой геополитической архитектуре мира
Многопартнерская геополитика Турции
«Элита в законе». Обольщение богатством
Стратегическое бездорожье России
От лампочки Ильича к олигархическому капитализму, которому Россия «до лампочки»
Имперская геополитика. Великий час мировых империй
__________
Меткая стрельба мимо утраченных целей
Системный кризис. Смертельные ошибки советской власти
Падение советской сверхдержавы. Пророк не в нашем отечестве
Зона коммунизма. Университетский Храм науки и образования
Великий час сверхдержавы. Рождение наукоемкой индустрии
Великий час сверхдержавы. Тайны Атомного проекта
Великий час сверхдержавы. Союз советской власти и фундамен-тальной науки
Архитектура послевоенного мирового порядка.
Советская геополитика. Пакт Молотова – Риббентропа
Геополитические броски за горизонт. Всемирная революция
Великая Победа. Жестокий прагматизм жесткого времени (III)
Великая Победа. Логика и психология войны (II)
Великая Победа. Сила духа (I)
«Ангелы» оранжевого бунта и раскольники канонического православия
Великая смута. «Чернобыль души»
Почему Россия не Скандинавия?
Европейская Япония
Королевство коммунистического быта
Великий государственник (к 280-летию со дня рождения императрицы Екатерины Великой)
Мировая война за души людей Головокружение от одиночества сверхдержавы
Крушение мифа о сказочном Евраленде
Натовские мечты Голопузенко
Великий путь «Слезы Аллаха»
Мазепа. Европейский рыцарь или проклятый лях?
«Человек века» о выборе пути, «дикой и возбуждающей» украинизации
Как «не стать подстилкой для других наций»? Последний гетман Украины о выборе пути
Завещание бессмертного Гоголя
Главный геополитический ресурс России
Истоки кризиса украинской государственности
Борьба националистов за «жизненное пространство» советской Украины
«Украинский прорыв» к дефолту государственности. Третья Руина
Черноморский остров Змеиный в зеркале геополитики
Пути преодоления дефолта украинской государственности

dergachev.ru

dergachev.org



   
   



Лекции Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи


Обсудить статью в дискуссионном клубе

Питирим Сорокин. Американец с Русского Севера, крупнейший социолог двадцатого столетия

Владимир Дергачев 20.02.2022

Andrey Shuktomov - http://vk.com/id250881411 https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/.jpg


В 2014 года открыт памятник Питириму Сорокину перед входом в Сыктывкарский государственный университет, который с 2015 года носит имя ученого.

 

«Мир не зал для праздношатающихся, а великая мастерская, и человек — не мешок для переваривания пищи и пустого прожигания жизни, а прежде всего - творец и созидатель»  Из речи Питирима Сорокина на торжественном собрании в день 103-й годовщины Петербургского университета, 21 февраля 1922 года.

 

Профессор Питирим Александрович Сорокин (23 января [4 февраля] 1889, село Туръя, Яренский уезд, Вологодская губерния — 10 февраля 1968, Винчестер, Массачусетс, США) — русский и американский социолог и культуролог, один из основоположников теорий социальной стратификации, социальной мобильности и конвергенции. Окончил Петроградский университет, ученик всемирно известного социолога М.М. Ковалевского.  Принимал участие в революционном движении, исповедовал взгляды социал-революционеров, один из лидеров правых эсеров,  неоднократно подвергался арестам.  После Февральской революции некоторое время был секретарем по науке и образованию во Временном правительстве А.Ф. Керенского,  депутатом Учредительного собрания. Шесть раз сидел в тюрьме, три раза при царизме и три раза при Советах, избежал расстрела благодаря выкупу женой и вмешательства Владимира Ленина. 


В дальнейшем порывает с политикой и  возглавляет в 1920  кафедру социологии Петроградского университета. Поддерживает  тесные дружеские отношения с ученым-экономистом Николаем Кондратьевым.  В 1922 ученый выслан за границу вместе с другими  деятелями  культуры. После непродолжительного пребывания в Берлине по приглашению  президента Чехословакии Массарика преподает в Праге. В 1923 выезжает в США, где с 1930 года возглавляет  Социологический факультет во всемирно известном Гарвардском университете.

 

Питирим Сорокин родился в доме учителя Турьинского земского училища, где семья будущего учёного остановилась зимой. Отец — Александр Прокопьевич Сорокин, русский, мещанин, уроженец Великого Устюга, прошёл обучение в одной из местных ремесленных гильдий, получил свидетельство «мастера золотых, серебряных дел и украшения икон» и занимался церковно-реставрационными работами, странствуя по краю.


Мать Питирима Сорокина, Пелагея Васильевна, происходила из коми-зырянских крестьян, была уроженкой села Жешарт Яренского уезда Вологодской губернии. Питирим Сорокин был вторым сыном в семье. Его старший брат — Василий, родился в 1885 году, а младший брат — Прокопий, родился в 1893 году. Мать умерла 7 марта 1894 года в селе Коквицы, где семья задержалась после рождения младшего ребёнка. После её смерти Питирим и его старший брат Василий остались жить с отцом, странствуя вместе с ним по деревням в поисках работы, а Прокопия забрала старшая сестра матери, Анисья Васильевна Римских, жившая со своим мужем, Василием Ивановичем, в деревне Римья.


Отец Питирима (умер в 1900 году) страдал распространенной болезнью души, из-за чрезмерного употребления алкоголя случались приступы белой горячки. При этом он однажды жестоко избил сыновей, братья покинули его и рано начали самостоятельную жизнь, относительно удачную.  Им удавалось получать заказы на роспись и украшение церквей, изготовление окладов икон.


Несмотря на бродячую жизнь, Питирим рано начал читать и окончил двухгодичную школу грамоты в селе Палевицы.  Осенью 1901 года братьев пригласил на работу в село Гам священник местной церкви Иван Покровский, дальний родственник отца, он же руководил и Гамской церковно-приходской второклассной школой, где готовились учительские кадры для деревенских школ грамоты.


Пройдя все вступительные испытания, Питирим был принят в школу и получил стипендию в пять рублей, из которых на один год оплачивались комната и питание в школьном общежитии. В число изучаемых в школе предметов входили церковнославянский язык, Закон Божий, церковное пение, чистописание, русский язык, природоведение, арифметика. В 1904 году Питирим окончил с отличием Гамскую церковно-приходскую школу.


Благодаря рекомендациям известного просветителя народа коми Александра Николаевича Образцова, занявшего после смерти Покровского пост директора школы, Питирим получает возможность продолжить учёбу в церковно-учительской семинарии деревни Хреново (в Костромской губернии), где подружился с будущим экономистом Николаем Кондратьевым.


В 1906 году Питирим вступает в партию социалистов-революционеров (эсеров) и активно включается в распространение революционных идей. В декабре этого же года он был арестован полицией и заключён в тюрьму города Кинешма. Тюремный режим был довольно либеральным, политические заключённые могли свободно общаться и читать книги. Сорокин знакомится с работами Михайловского, Лаврова, Маркса и Энгельса, Бакунина и Кропоткина, Толстого, Плеханова, Ленина, Дарвина и Спенсера. Тюремный опыт подсказал будущему учёному и выбор темы первой научной монографии под названием «Преступление и кара». Через три с половиной месяца Сорокин был выпущен под гласный надзор полиции.


Заключение не избавило Питирима Сорокина от революционных идей, и он сбежал из-под полицейского надзора в Иваново-Вознесенск, где продолжил пропагандистскую деятельность под псевдонимом «Товарищ Иван». Однако тяжёлая жизнь «бродячего миссионера революции», постоянная угроза ареста, ухудшившееся здоровье потребовали взять передышку и отправиться к родственникам в деревню Римью.


Осенью 1907 года отсутствие каких-либо перспектив на хорошую работу или учёбу в родных местах подталкивают Питирима на переезд в Санкт-Петербург. В столице старый приятель Фёдор Коковкин помогает ему найти место репетитора с проживанием в семье. Но для достижения главной цели  –  поступления в университет возникли  трудности. Было необходимо сдать экзамен на аттестат зрелости за восемь классов гимназии. В сложившейся ситуации Питирим поступает на известные Черняевские курсы с помощью протекции земляка, профессора Каллистрата Жакова. Профессор не только помог целеустремлённому юноше, но и пригласил бывать в своем доме на литературных вечерах. 


На Курсах работали блестящие педагоги, среди них профессора Н. И. Кареев, В. И. Бауман, Н. Е. Введенский, С. А. Венгеров, К. Ф. Жаков, С. А. Золотарёв, М. М. Ковалевский и И. Л. Сербинов. Питирим не только слушал лекции известных ученых, но много читал классических трудов, посещал музеи, спектакли, концерты симфонической музыки, участвовал в работе научных кружков и обществ, вёл просветительскую работу среди рабочих петербургских заводов. В 1908 году вместе с профессором Жаковым он участвуют в экспедиции по изучению Печорского края.


После трёх семестров учёбы, из-за трудностей с оплатой за обучение в феврале  1909 года Питирим уезжает к родственникам в Великий Устюг, где самостоятельно готовится к сдаче выпускного экзамена за гимназический курс, необходимого для поступления в университет. В мае 1909 года он успешно сдаёт экзамен и после летнего отдыха, в сентябре возвращается в Петербург, чтобы продолжить образование. В столице Сорокину удалось преодолеть последнее препятствие на пути в высшую школу — в канцелярии губернатора получает «свидетельство о благонадёжности». Поступать Питирим решил в Психоневрологический институт, открытый в 1908 году по инициативе известного психиатра В. М. Бехтерева. В институте читались лекции по анатомии, физиологии, химии и физике, биологии, психологии, философии и логике, социологии, литературе и искусству, математике и праву. Здесь открывается первая кафедра социологии, основанная всемирно известными социологами начала XX века — М. М. Ковалевским и Е. В. Де Роберти. Обучение платное, необходимо ежегодно вносить 150 рублей за  учёбу.  Питирим сумел найти только 30 рублей, в результате во втором семестре был отстранен от занятий и вместе с товарищем по несчастью Николаем Кондратьевым уехал на Родину последнего в село Баки Костромской губернии. В июне 1910 года Питирим подаёт прошение о зачислении в число студентов юридического факультета Санкт-Петербургского университета, которое было удовлетворено. Юридический факультет выбран им не случайно, на нем  читалось большинство курсов, затрагивающих социологические проблемы. Среди профессоров — М. М. Ковалевский, Л. И. Петражицкий, М. И. Туган-Барановский, Н. Н. Розин, И. А. Покровский и Д. Д. Гримм. В 1910 году появляются первые публикации Питирима в Архангельске, в которых он обобщает результаты своих этнографических экспедиций. Питирим окончил университет в 1914 году, оставлен на кафедре уголовного права для подготовки к профессорскому званию. С 1915 года — редактор газеты «Народная мысль», с 1916 года — приват-доцент.


После Февральской революции принял активное участие в политической деятельности. Был одним из редакторов (вместе с Е. К. Брешко-Брешковской) центральной газеты партии эсеров «Воля народа».


Екатерина Константиновна Брешко-Брешковская (1844, Иваново — 1934, Горни Почернице) — деятель русского революционного движения, народница, одна из основателей и лидеров партии социалистов-революционеров. Известна как «Бабушка русской революции», названная так впервые Александром Керенским.


Питирим Сорокин — участник I Всероссийского съезда Советов крестьянских депутатов, избран на нём членом Центрального исполнительного комитета; член исполкома Крестьянского совета, секретарь по науке и образованию  во Временном правительстве А. Ф. Керенского.


26 мая 1917 года Питирим Сорокин женился на Елене Баратынской (1894—1975), с которой познакомился ещё в 1912 году на литературных вечерах в доме профессора  Жакова. Дочь поместного дворянина Таврической губернии обучалась на Высших женских (Бестужевских) курсах —  одного из первых женских высших учебных заведений в Российской империи.


Питирим Сорокин осудил Октябрьскую революцию и активно выступал против неё, был избран депутатом Учредительного собрания от Вологодской губернии по списку партии эсеров. 2 января 1918 арестован за подготовку покушения на Ленина (что не было доказано) и заключён в Петропавловскую крепость, освобождён 23 февраля. В марте 1918 входит в состав «Союза возрождения России», объединившего эсеров, народных социалистов и кадетов для борьбы с большевиками. 7-16 мая участвует в нелегальном VIII Совете партии эсеров, в мае становится редактором газеты «Возрождение» в Москве.


В июне — октябре по заданию «Союза возрождения России» участвовал в подготовке восстания против большевиков в районе Великий Устюг — Котлас — Архангельск. После скитания в тайге,  поняв бессмысленное сопротивление большевистской власти,  30 октября в Великом Устюге сдался  местному отделению ЧК, предварительно направив письмо-отречение в газету Северо-Двинского губернского исполкома «Крестьянские и Рабочие Думы» с отказом от членства в партии эсеров и решением отойти от политической деятельности. Чекисты намеревались его расстрелять, но благодаря супруге и друзей весть о его письме-отречении доходит до вождя всемирного пролетариата. Это письмо из  местной газеты 20 ноября 1918 года было перепечатано газетой «Правда», где 21 ноября опубликована статья Ленина «Ценные признания Питирима Сорокина». В ней было сказано, что это не только «открытое и честное признание своей политической ошибки», но и демонстрация начавшегося поворота мелкой буржуазии и эсеров от враждебности к нейтральности в отношении большевиков. В декабре Сорокин под конвоем  доставили в Москву и помиловали.


После отказа от политической деятельности Сорокин сосредотачивается на научной и преподавательской работе: сотрудничал с Наркоматом просвещения, принимал участие в учебно-научных экспедициях. Он читает лекции в Петроградском университете, Психоневрологическом и Сельскохозяйственном институтах, Институте народного хозяйства, Институте живого слова, на всевозможных ликбезах.


Сорокин ведёт исследовательскую работу в «Институте мозга», и в 1920 году публикует двухтомную «Систему социологии». Этот труд вызвал претензии властей, уничтожается подготовленная к печати его новая книга «Голод как фактор».


В условиях НЭПа  власть большевиков  ужесточила идеологический контроль над содержанием обучения общественным дисциплинам, и решила отстранить от преподавания и от руководства наукой «буржуазную профессуру». Летом 1922 года в Советской России прошли аресты научной и творческой интеллигенции.


Против воззрений Питирима Сорокина, изложенных в двухтомнике, выступил  в печати сам вождь всемирного пролетариата. Объясняя появление труда неопытностью издателей, Ленин указывал, что таких профессоров и писателей революционный пролетариат  должен «вежливо выпроводить» из страны. По постановлению Коллегии ГПУ от 26 сентября 1922 году ученый выслан за границу. Он,  став одним из многих, кого позднее стали ассоциировать с «философским пароходом»,  подписал документ о невозвращении в Россию под страхом применения к нему высшей меры наказания. Первоначально супруги Сорокины выехали поездом в Берлин, затем проживали в Праге, (Чехословакия), где профессор читал лекции и редактировал журнал «Крестьянская Россия». По теме: Когда в Россию вернется философский пароход?


В октябре 1923 году Питирим Сорокин приглашен в США американскими учеными для чтения курса лекций по истории русской революции. Он успешно выступал в различных колледжах и университетах и принял решение остаться в Америке, выслав деньги и вызов жене в Чехословакию. В конце марта 1924 года супруги встретились в Нью-йоркском порту. Питирима Сорокина пригласили в университет штата Миннесота, где нашлась работа и для супруги, успешно защитившей здесь в 1925 году докторскую диссертацию по ботанике.


В 1930 году Питирим Сорокин был приглашён на работу в Гарвардский университет, супруги приняли американское гражданство. В 1931 году он основал Социологический факультет в Гарварде и руководил им до 1942 года, продолжая оставаться профессором до 1959 года.  В 1965 году — президент Американской социологической ассоциации.


В 1931 и 1933 годах у супругов Сорокиных родились сыновья. Они окончили университет в Гарварде, где защитили докторские  диссертации: Пётр — по прикладной физике, Сергей — по биологии. После рождения Петра семья переехала из Кембриджа в Винчестер, где они приобрели виллу.

 

Научное наследие. Питирим Сорокин рассматривал исторический процесс как циклическую смену основных типов культуры с интегрированной системой ценностей и символов. Он создал или внес существенный вклад в теории социальной стратификации, социальной мобильности и конвергенции.


Питирим Сорокин сформировал русскую школу социологии уголовного права и криминологии. Опираясь на психологическую школу права своего учителя Льва Петражицкого (1867 – 1931, Варшава), Сорокин предлагал квалифицировать деяние как преступное на основе специфических переживаний индивида, в результате которых сам индивид считает поступок преступным. Он допускал, что если человек опережает своё общество и с более высокой нравственной позиции отвергает шаблоны поведения общества, то такой человек не является преступником. Наоборот, преступными являются навязываемые шаблоны поведения, поскольку они оскорбляют более высокое индивидуальное сознание.


На основе анализа исторического опыта разных народов, Сорокин пришёл к выводу, что с усложнением общественного развития, с ростом социальной дифференциации и с расширением социального взаимодействия возрастает скорость изменения шаблонов поведения. Они становятся более гибкими, легче поддаются изменению и уже не требуют применения факторов  регулятора поведения в виде кары и награды.


Питирим Сорокин трактовал право как такие издаваемые и охраняемые государством общеобязательные правила поведения, в которых свобода одного лица согласуется со свободой других лиц в целях разграничения и защиты интересов человека. Большое внимание  ученый  уделял проблеме взаимодействия права и морали, рассматривал право как наиболее точный показатель  социальных перемен.


В трудах социолога значительное внимание уделяется национальным вопросам. Он пришёл к выводу, что ни одна из существующих теорий не знает ответа на вопрос, что такое национальность, и не может чётко обосновать главные факторы, объединяющие людей в нацию (язык, религия, общие исторические воспоминания и т. п.). По его мнению, проблема национальной идентичности носит социальный характер, а национальное неравенство есть лишь частная форма общего социального неравенства. После Второй мировой войны Сорокин призывал европейцев отказаться  от утопии национального государства в построении единой Европы: «Спасение не в национальном принципе,  а в федерации государств, в сверхгосударственной организации всей Европы на почве равенства всех входящих в неё личностей, — поскольку они образуют сходную группу, — и народов».


В своем главном фундаментальном труде «Социальная и культурная динамика», написанном в Америке после изгнания из советской России,  он предлагает в отличие от «Капитала» Маркса, свой путь эволюционного развития человечества. Ученый выделяет в истории человечества три суперсистемы, периодически сменяющие друг друга: идеациональная, идеалистическая и чувственная. «Всякая великая культура есть не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство или индивидуальность, все составные части пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, и главную ценность». Для идеационального типа культуры характерна всесторонняя, существующая в науке, искусстве, философии, праве и  даже в быту — ориентация на трансцендентные (потусторонние, сверхчувственные) ценности. В культуре чувственного типа, напротив, преобладают ценности материального и материалистического характера. В идеалистическом типе синтезированы ценности культур двух иных типов. Наряду с этим существует и такой тип культуры, в рамках которого ценности чувственного, идеационального и идеалистического типов сосуществуют, не образуя органической связи. Такой тип культуры характерен, как правило, для эпохи упадка.


Смысл предлагаемой ученым концепции социокультурной динамики заключается в том, что каждый из этих циклически сменяющих друг друга типов культуры имеет свои законы развития и пределы роста. Противоречивое многообразие реально существующих социокультурных систем в перспективе будет трансформироваться в некий интегральный социокультурный строй.


Политические интересы Питирима Сорокина концентрировались главным образом на проблемах легитимности власти, трансформации и деградации элит, перспектив представительной демократии в России, связи национального вопроса с демократическим устройством страны.


В 1944 году  Питирим Сорокин в книге «Россия и Соединённые Штаты» впервые выдвинул идею политический конвергенции (сближения двух социально-экономических систем). Среди  ученых внесший вклад в развитие теории конвергенции: Николай Тимашев, Джон Гэлбрейт, Уолт Ростоу, Франсуа Перру и другие.


Согласно этой политической теории Советский Союз  должен постепенно становиться более либеральным, а Запад — более социалистическим, в результате чего возникнет социально-экономическая система, сочетающая принципы социализма и капитализма.  Сторонником политической конвергенции (а не её разработчиком, как писали  некоторые советские СМИ) был  советский физик-теоретик, академик, один из создателей первой советской водородной бомбы, а затем диссидент и правозащитник Андрей Дмитриевич Сахаров (1921 — 1989).


Основываясь на циклических закономерностях социальных революций (о которых говорили, в частности, Алексис Токвиль), Сорокин высказал предположение, что после упадка коммунизма настанет период роста новой, жизнеспособной России. Современная эпоха кризиса закончится созданием новой идеациональной культуры, а центр культурного лидерства на рубеже XX—XXI веков переместится в Россию. Найти выход из мирового кризиса будет способствовать распространение в мире идей созидательного альтруизма, пропаганде которого учёный посвятил последние годы жизни, создав в 1947 году в Гарвардском университете  Центр по изучению творческого альтруизма.


Питирим Сорокин входил в интеллектуальную элиту американского общества, при этом во многом его ценности учёный не принял. Его лекции в Гарварде слушали дети президента Рузвельта, а также будущий президент Джон Кеннеди. Он переписывался с  американскими президентами Гербертом Гувером, Дуайтом Эйзенхауэром и Джоном Кеннеди, лауреатом Нобелевской премии  Альбертом Эйнштейном,  Александром Керенским, Арнольдом Тойнби  и другими видными политиками и учеными.  В России опубликовано первое издание эпистолярного наследия выдающегося мыслителя XX века: Питирим Сорокин: избранная переписка. Под ред. П. П. Кротова. - Вологда: Древности Севера, 2009. - 336 с. Повышенный интерес к личности Сорокина американских политических лидеров  объяснялся не только популярностью трудов по социологии, но и непосредственным его  участием в русской революции.


31-й президент США (с 1929 по 1933) Герберт Гувер (1874 —1964), окончивший в 1895 году Стэндфордский университет, с 1908 года работал в России на Кыштымском медеплавильном заводе горным инженером. Он создал на Урале акционерное общество, однако после  Октябрьской революции его уральские производства были национализированы. Вернувшись в Америку, Гувер был назначен главой продовольственного управления США президентом Вильсоном.


В 1919 году Герберт Гувер пожертвовал крупную сумму Стэндфордскому университету на создание библиотеки и архива материалов, посвящённых Первой мировой войне и русской революции. Со временем на этом фундаменте был создан  Гуверовский институт войны, революций и мира. В этой авторитетной «фабрики мысли»  находится один из крупнейших архивов по русской революции 1917 года и русской эмиграции. Не случайно Гувер заинтересовался публикациями Сорокина в Америке и в письме к ученому от 2 февраля 1926 года выражает «признательность и восхищение двумя великолепными, только что вышедшими его работами о русской революции».

 

Питирим Сорокин внес исключительный вклад в популяризацию на Западе трудов своего друга ученого-экономиста Николая Кондратьева (1892 – 1938), погибшего в ГУЛАГе.  Согласно ставшей классической теории больших циклов Кондратьева, «…войны и революции возникают на почве реальных, и прежде всего экономических условий… на почве повышения темпа и напряжения конъюнктуры экономической жизни, обострения экономической конкуренции за рынки и сырьё… Социальные потрясения возникают легче всего именно в период бурного натиска новых экономических сил» (Н. Д. Кондратьев. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения — избранные труды. — М.: 2002).


Существенный вклад в популяризацию идей Кондратьева внёс австрийский и американский экономист, политолог, социолог и историк экономической мысли Йозеф Шумпетер (1983 – 1950). С 1932 года он стал  профессором Гарвардского университета, где был знаком  с Питиримом Сорокиным, посвятившим коллегу в труды своего друга. Шумпетер занимал некоторое время посты президентов эконометрического общества (международного союза экономистов)  и американской экономической ассоциации. Именно он ввёл термин «кондратьевские волны», а в 1939 году в труде «Деловые циклы» поддержал и развил закономерность, обнаруженную Кондратьевым, наряду с 7—11-летними циклами производства и занятости.


Исключительный случай, когда экономическая теория Кондратьева  из–за «железного занавеса» получила широкое распространение на Западе благодаря другу, эмигранта Питирима Сорокина, высланного за границу. Открытие  российского экономиста послужило аналогичным разработкам  мировых геополитических циклов Кондратьева-Валлерстайна.


Подробно:
Экономические циклы и циклы мировой гегемонии
Экономист Николай Кондратьев. Гордость потомков и преступление Советской России

 

Сорокина называют крупнейшим социологом  20 века, он один из родоначальников  теории социальной стратификации и социальной мобильности.  Ученый рассматривал исторический процесс как циклическую смену  основных типов культуры. 


Ог­ром­ное научное и пуб­ли­ци­стическое на­сле­дие Питирима Сорокина на­счи­ты­ва­ет около 60 то­мов, его труды переведены на 48 языков. Ученый внёс зна­чительный вклад в раз­ви­тие разных направлений, в том числе со­цио­ло­гии ре­во­лю­ции, тео­рии кон­вер­ген­ции и др.


Вместе с тем обращает внимание отсутствие высоких американских наград, кроме двух почетных званий — засуженного профессора Гарвардского университета, а так же почетного доктора Национального автономного университета Мексики (1951). Он был избран президентом Американской социологической ассоциации. Как настоящий ученый его гражданские позиции не всегда совпадали с политикой властей, в частности он выступал против войны США во Вьетнаме.


Питирима Сорокина называют «человеком, сделавшим самого себя», воплощением американской мечты. Из глубины Русского Севера он поднялся за океаном на вершину Олимпа мировой науки. 


Он до конца своей жизни, изгнанный советской властью,  любил свою Большую Родину. Во время так называемой «хрущёвской оттепели» его приглашали посетить СССР, но уже американская власть не рекомендовала  отправиться за океан, не уверенная в его возращение в Америку.  Его идеи созидательного  альтруизма пока не дошли до кабинетов государственных деятелей, где предпочитают внедрять  правильную американскую демократию с помощью «самых справедливых бомб и ракет» и марионеток.  


Свои воспоминания «Дальня дорога» (1963) Питирим Сорокин заканчивает  заключительными строками ранней  книги «Листки из русского дневника», написанной уже в Америке в 1923-1924 годы: «...Что бы ни случилось в будущем, я знаю, что хорошо усвоил три вещи, которые навсегда останутся в моей голове и в моём сердце. Жизнь, даже самая тяжелая, - это самое прекрасное, чудесное и таинственное сокровище в мире. Исполнение долга – другая прекрасная вещь, делающая жизнь счастливой и дающая душе непобедимую силу в борьбе за идеалы. Это второе моё убеждение. И третье состоит в том, что жестокость, ненависть и несправедливость не могут и никогда не смогут создать ничего достойного в умственном, нравственном и материальном отношении...».


Одного таланта и образования недостаточно для восхождения по социальным лифтам. На своем жизненном пути Питирим Сорокин часто встречал добрых, отзывчивых и бескорыстных людей, которые  способствовали его восхождению на мировой научный Олимп.  И не случайно, как может для многих показаться, в зрелые годы он создает  Гарвардский исследовательский центр по созидающему альтруизму.


Библиография. Основные издания трудов Питирима Сорокина
Преступность и её причины / П. А. Сорокин. — Рига: Наука и жизнь, [1913]. — 46 с. 
Преступление и кара, подвиг и награда: Социологический этюд об основных формах обществ. поведения и морали. С предисл. проф. М. М. Ковалевского. — СПб, 1914.  456 с. СПб.: Изд-во Рус. Христианского гуманитарного ин-та, 1999. 446 с. К 110-й годовщине со дня рождения. Подготовил В. В. Сапов. Серия «Русская социология XX века».
Питирим Сорокин Проблема социального равенства. Петроград, 1917.
Система социологии. Т.1-2. — Петроград, 1920.  М.: Астрель, 2008. 1003 с.
Современное состояние России. — Прага, 1922.
Элементарный учебник общей теории права в связи с учением о государстве (Первое издание,  Ярославь,1919). — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2009. 238 с.
Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. (Social & Cultural dynamics: A Study of Change in Major Systems of Art, Truth, Ethics, law and Social Relationships, 1957, 1985). Пер. с английского В. В. Сапова. — СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного ин-та, 2000.1054 с.  (Главный классический труд Сорокина в области социологии и культурологии, впервые издан в США в четырёх томах в 1937—1941 годы).
Человек. Цивилизация Общество. Общая редакция, составление и предисловие А.Ю. Согомонова, перевод с английского. Политиздат, 1992. 543 с. Серия «Мыслители XX века».
Социология революции (первое издание на английском языке, 1925). — М.: Территория будущего: РОССПЭН, 2005, 702 с. Краткий обзор.
Социальная мобильность (первое издание на английском языке, 1927). Пер. с англ. М. В. Соколовой. — М.: Academia: LVS, 2005. 588 с.
Голод как фактор. Влияние голода на поведение людей, социальную организацию и общественную жизнь. (набор книги уничтожен в 1922 году, впервые кратко труд издан  на английском языке в 1975 году). — М.: Academia & LVS, 2003.  678 с.  Кризис нашего времени: социальный и культурный обзор = The crisis of our age. — М.: ИСПИ РАН, 2009. 384 с.
A Long Journey. New Haven, 1963. Дальняя дорога: Автобиография. Пер. с англ., общ. ред., сост., предисл. и примеч. А. В. Липского. — М.: Изд. центр «Терра»: Моск. рабочий, 1992. 302 с. Сорокин Питирим - Аудиокнига. Дальняя дорога
Человек и общество в условиях бедствий: (Влияние войны, революции, голода, эпидемии на интеллект и поведение человека, социальную организацию и культурную жизнь). Пер. с англ., вступ. ст. и примеч. В. В. Сапова. — СПб.: Изд. дом «Міръ», 2012.
Питирим Сорокин: Избранная переписка.  Под ред. П. П. Кротова. Перевод, вступ. статьи и комментарии П. П. Кротова и А. Ю. Долгова. — Вологда: Древности Севера, 2009.

 

Память
Фонд Питирима Сорокина образован его сыном Сергеем в 2011 году в Винчестере (штат Массачусетс, США).  Среди основных задач Фонда: сохранение и защита международных авторских прав наследия Питирима Сорокина, популяризация его научного творчества; содействие в научных исследованиях в различных областях социологии. Официальный сайт Фонда Питирима Сорокина (Винчестер, США)
Государственное бюджетное учреждение Республики Коми Центр "Наследие" имени Питирима Сорокина  создано в 2010 году в Сыктывкаре.
Русскоязычный информационный портал Фонда Питирима Сорокина (Винчестер, США): ссылки на ресурсы в интернете, новости, уникальные архивные материалы
Информационный портал «Питирим Сорокин» ЖЖ (2009 – 2014)

 


https://rgnp.ru/wp-content/uploads/2/3/5/235a554a0400bb9ff71c6e36b7898682.jpeg

 

Питирим Сорокин. Американец с Русского Севера, крупнейший социолог двадцатого столетия
Питирим Сорокин. Малая Родина. Русский Север, «собор живой природы» и «Богом данной красоты»
Питирим Сорокин. Семинария. Смена мировоззренческих установок и первый опыт революционной деятельности
Питирим Сорокин. Университеты. «Госпожа Удача продолжила улыбаться мне»
Питирим Сорокин. Ломоносов двадцатого столетия, чудом не сгоревший в пламени революции и изгнанный из Отечества
Питирим Сорокин. Вынужденная эмиграция к вершинам мирового научного Олимпа. Гарвардский университет. Кузница миллиардеров и Нобелевских лауреатов
Питирим Сорокин. «Властолюбие — самый опасный порок». Пророк не в нашем Отечестве
Питирим Сорокин. Ближний семейный круг любви и альтруизма: университет в миниатюре

 

Добавить в друзья
Живой журнал ВКонтакте Одноклассники Facebook

 


 

«Геополитика сверхдержав»

Америка. Утомлённая супердержава Падение и взлет китайского Дракона Имперская геополитика. Великий час мировых империй Путь к процветанию государства

 

Великий час геополитики.
Геополитическая трансформация мира

Геополитика Мирового
океана

Великие лидеры Востока, победившие бедность и коррупцию

Путешествие в Древний Египет в поисках причин гибели цивилизации
Лекции профессора Дергачева
Путешествие из славян в грекив поисках демократии
Америка. Утомленная сверхдержава
Путешествие во Флоренцию в поисках национальной идеи
Взлет и падение сверхдержавы
Путешествие в Венецию в поисках долголетия государства
Падение и взлет китайского Дракона

Шотландия Адама Смита.

 


Воспоминания
Ландшафты памяти
Ландшафты путешествий. Города и страны
Ландшафты поэзии, музыки и живописи


Избранные статьи и посты
ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ПРОСТОРАМ РОДИНЫ ЧУДЕСНОЙ
Шейх Заид. Самая выдающаяся исламская личность


Павел Флоренский. Русский Леонардо да Винчи
Максим Горький. Писатель, купленный любовью народа
Иван Бунин. Певец пограничья природы
Анна Ахматова. Парящая в небесах
Николай Гумилев. Конкистадор истоков человеческой природы 
Николай Заболоцкий. Поэт философской лирики


Бесподобная Элеонора. Королева мужских сердец
Анна Вырубова. Фрейлина, монахиня, оклеветанная
Трафальгарская Венера. Символ красоты и силы духа
Париж. Лувр. Гимн обворожительным женщинам


Трансильвания. Замок Дракулы. Вампирский бренд Румынии
Где присуждают и вручают Нобелевские премии
Олимпийские игры. От Древней Греции до Сочи
Гибель мировой секретной империи
Великий час кораблей пустыни
Неугасающий ослепительный блеск Венеции
Карибы. Святой Мартин. Остров двух господ