Обсудить статью в дискуссионном клубе 
Двойные стандарты в борьбе с оффшорной юрисдикцией
Владимир Дергачев 25.02.2013
Международная борьба с отмыванием «грязных денег» ведется избирательно. В мировых СМИ часто обсуждаются проблемы оффшорного бизнеса, когда речь идет о возможном ущербе для национальных экономик Запада. За жесткие меры выступают Соединенные Штаты, отслеживающие банковские счета американцев по всему миру. Европейский Союз ведет непримиримую войну с оффшорами, которые уводят активы из стран Старой Европы. Но нет даже малейшего порицания в отношении оффшорного бизнеса украинских и российских олигархов и коррумпированных чиновников. И это при том, что по оценкам экспертов около 40% их активов хранится в оффшорах. Тогда как в США и Японии эта доля не превышает 2%, а в Евросоюзе — 10 %. Запад ведет непримиримую борьбу с оффшорами, если туда уходят активы из США и Европы. И, наоборот, закрывает глаза на оффшоры, через которые активы идут на Запад. В отношении Востока используется оффшорная геополитика, создающая коридоры для выкачивания активов и ресурсов, в первую очередь, из стран криминально-коррумпированной демократии.
В результат мирового финансового кризиса Международная Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяющая преимущественно высокоразвитые страны Запада, объявила войну секретным оффшорным юрисдикциям. В 2009 году ОЭСР в зависимости от прозрачности утвердила «черный», «серый» и «белый» списки налоговых юрисдикций. В результате оффшоры стали активнее подписывать двухсторонние соглашения об обмене налоговой информацией. Правда, это в незначительной степени затронуло пиратский форпост Мировой финансовой империи в Карибском регионе, где Британские Виргинские и Каймановы острова были вычеркнуты из «серого» списка налоговых гаваней.
Респектабельные (белые) оффшоры (Кипр, Люксембург, Мальта и др.) раскрывают информацию о своих резидентах. В них налоги ниже, чем в европейских странах, но выше чем в «серых» и черных» оффшорах, где налоги стремятся к нулю.
На карте «белые» оффшоры показаны зеленым, «серые» — синим, а «черные» — красным цветом.
По соглашению ОЭСР с Европейским Союзом «Об Обмене информации по налоговым вопросам» конфиденциальная информация не может быть предоставлена третьей стороне, не являющейся членом этих международных организаций. Таким образом, Российская Федерация и постсоветские страны лишены права законным путем получать такую информацию. Несмотря на объявленную «войну», Мировая финансовая империя Запада продолжает использовать оффшоры для высасывания капитала и активов с «вражеских территорий», в том числе полученным незаконным путем. Как пишет Николас Шэксон в книге «Люди, обокравши мир» (2011): «Когда лиса говорит, что проделала отличную работу по усилению безопасности курятника, надо проявлять особую осторожность».
Борьба с оффшорами активизировалась в результате мирового финансового кризиса и кризиса в еврозоне. Когда возникла острая потребность в росте налоговых поступлений. Этому способствовали и крупные скандалы с уклонением от налогов таких мировых гигантов как Amazon, Google, Facebook и др. При этом на Западе используются двойные стандарты. Активная борьба с выводом финансового капитала от налогообложения в США и Великобритании сопровождается сохранением либерального налогового режима и оффшорных юрисдикций в заморских территориях для вывода активов из третьих стран.
Потребовалось два десятилетия, чтобы выявить особенности оффшорного бизнеса в постсоветских государствах. Трудности анализа заключаются в отсутствии официальной государственной статистики, отражающей масштабы вывода активов из страны. При форс-мажорных обстоятельствах выясняется, что даже руководители государства не знают, кому принадлежат стратегические предприятия. Другая проблема заключается в особенностях «патронажа» большинства оффшорных государств Великобританией и Соединенными Штатами. Великобритания, где в Лондон-Сити расположен центр Мировой финансовой империи, согласно национальному законодательству отказывается передавать информацию третьим странам о владельцах и активов оффшорных компаний, расположенных на Кипре и заморских территориях Соединённого Королевства.
Запад создал эффективную финансовую систему, позволяющую американским и британским компаниям, зарегистрированным в оффшорах, в конечном итоге работать на благо национальной экономики. Отечественный крупный бизнес в России и постсоветских государствах часто ссылается на американскую традицию регистрировать морские суда под чужим флагом. Однако при этом не учитывается тот факт, что налоговое законодательство США отслеживает схемы вывода американского капитала в оффшоры. Поэтому здесь созданы эффективные технологии, позволяющие в конечном результате работать оффшорному бизнесу на благо федерального бюджета.
Например, американский круизный флот зарегистрирован в оффшоре на Багамах в порту Нассау и американский бюджет теряет часть налоговых поступлений. Бункеровка более дешёвым топливом осуществляется на Багамах в свободной экономической зоне Фрипорт, где построен нефтеперерабатывающий завод, работающий на африканской нефти и нефти из зоны Персидского залива. И вновь американский бюджет теряет налоги. Но круизные лайнеры находятся под управлением американских туроператоров, чьи офисы находятся в Майами (штат Флорида). Турфирмы платят налоги в федеральный бюджет США. В результате создания эффективной схемы американские компании стали контролировать 40% мирового круизного судоходства и доминировать не только в Карибском регионе, но и европейском Средиземноморье. Благодаря технологиям с использованием оффшоров Соединённые Штаты создали относительно дешевый при высоком качестве услуг круизный бизнес.
В 2010 году в США принят Закон «О налоговой дисциплине в отношении зарубежных счетов». Американской Налоговой службой и Службой внутренних доходов жестко и эффективно караются нарушения этого и других законов, когда предприниматель извлекает прибыль за границей благодаря Соединённым Штатам, а федеральный бюджет не получает налоги.
В западных СМИ регулярно отслеживаются законодательные нарушения в ведении оффшорного бизнеса транснациональными компаниями и банками, вместе с тем абсолютно отсутствуют публикации о пагубном влиянии оффшорного бизнеса для сырьевых стран третьего мира, включая Россию, Украину и другие постсоветские государства. Такие двойные стандарты объясняются геоэкономическими технологиями, используемыми для «цивилизованного» захвата мировых стратегических рынков. Поэтому наиболее актуальным является поиск ответа на вопрос, почему для Запада оффшорный бизнес стал важным инструментом новейшей геополитики?
Пиратская оффшорная геополитика неоколониализма
«Веселый Роджер» финансовых пиратов Запада
Двойные стандарты в борьбе с оффшорной юрисдикцией
Секретная сверхдержава
«Патриоты», обокравшие Россию
«Геополитика сверхдержав»
