Обсудить статью в дискуссионном клубе 
Великий путь «Слезы Аллаха»
Владимир Дергачев 30.03.2009 18:44
Решение Белого дома передислоцировать часть войск из Ирака в Афганистан вызывает неоднозначную оценку в аналитическом сообществе и многими расценивается как безумный шаг. В мировых и российских СМИ так много публикаций о неудачах американцев на Ближнем Востоке, что это приводит к глубокому заблуждению о провале евразийской геополитики США. Если отчетливо осознавать, что демократизация является не самоцелью, а средством достижения контроля над обширными евразийскими пространствами, с последовательностью реализации американской геостратегии все в порядке. Экспорт <управляемых> зон нестабильности продолжается в соответствии с геополитической логикой. Америка начинает последнее генеральное наступление в Евразии на Среднем Востоке (Афганистан) и Хартленде (Черноморье, Крым).
В результате войны в Афганистане произошло резкое увеличение производства наркотиков. По оценкам ООН в Афганистане выращивается до 93 % опиумного мака, используемого для производства героина. От наркобизнеса талибы получают до 150 млн. долларов в год. Основной наркотрафик идет в Россию и Европу (в том числе через Албанию и Косово). При преднамеренном попустительстве американцев был создан Великий путь «Слезы Аллаха»*1. Его основой служат коммуникационные узлы — американские военные базы Бондстил в «европейском бомжатнике» Косово и Манас в Киргизии. Американские спецслужбы, как правило, договаривались с полевыми командирами на Балканах и в Афганистане, что они будут не замечать наркобизнес, направленный против соперников США в глобальной конкуренции, в обмен на жизнь американских военнослужащих и ограничений на поставку наркотиков в США. Но как отмечает британская «Гардиан», в американской армии служат военнослужащие, которые ради собственной наживы переправляют героин в цинковых гробах в США. Как уже часто бывало, зло против других оборачивается наркотическим джихадом против собственного народа.
С учетом этих издержек, Америка в Афганистане нанесла одновременно наркотический удар по Европе и России, и главное, приблизилась к Китаю. И пока временно закрепилась в Центральной Азии (при согласии России). Поэтому в отличие от распространенного мнения о неудачах США в Афганистане, эта военная операция является самой удачной партией на евразийской шахматной доске. Одним ходом изящно взяты под прицел четыре цели. При скромных по сравнению с Ираком затратах. До начала 2009 г. стоимость войны в Афганистане составила около 100 млрд. долларов, а финансовая помощь Запада в десять раз меньше (примерно 10 млрд. долларов).
Новейшая евразийская геополитика США особенно наглядно проявилась в названиях военных операций, сочетающих меч и мессианство: <Буря в пустыне>, <Безграничная справедливость>, <Милостивый ангел>,<Коготь орла>, <Великодушная сила>, <Шок и трепет>. Первоначально военная операция Соединенных Штатов против Афганистана носила название <безграничная справедливость>, что вызвало протест в мусульманском мире, так как эти функции могут принадлежать только Богу. Но американцы искренне убежденны, что их внешняя политика подчинена распространению этой самой <безграничной справедливости> по всему миру. Этот своеобразный политический фундаментализм является основой американской геополитической доктрины <Анаконды> - сжатие Евразии до полного контроля с помощью американского <ангела> демократии, исходящего из главного постулата внешней политики: <Кто не с нами, тот против нас>*2.
Согласно планам ЦРУ вторжение США в Афганистан в 2001 году необходимо было представить не как войну «американцев против афганцев, а как помощь афганцам в избавлении от иностранной угрозы, представленной Аль-Каидой и от режима Талибан. При этом американские войска должны действовать как повстанцы. Широко использовался тактика пряника и кнута, подкуп местных вождей племен и полевых командиров. Как пишет бывший директор ЦРУ Джордж Тенет: «Некоторые из наших сотрудников буквально спали на миллионах долларов наличными. Эти деньги использовались для того, чтобы извлечь выгоды из афганской традиции перехода с одной стороны на другую». Если афганцы соглашались на сделку, американские самолеты сбрасывали им с воздуха запрашиваемые предметы, например седла для лошадей, а также продукты питания, включая просроченные бисквиты (?). Если афганцы отказывались, то на мирное население обрушивались «демократические» бомбы весом в две тысячи фунтов.
До последнего времени евразийская геостратегия США была направлена на создание новой геополитической архитектуры Евразии на основе концепций больших пространств — «Большой Ближнего Востока», «Большой Центральной Азии» и «Большой Южной Азии». Эта стратегия направлена на отрыв российского «ближнего зарубежья» и значительной части новых независимых государств из бывшего советского геополитического пространства, где Россия теряет или сдает свои позиции. Второй стратегической задачей является предотвращение усиления экономической экспансии Китая в эти регионы. И главной задачей является обеспечение политического, экономического и военного присутствия в Евразии под флагом внедрение в эти пространства американских демократических ценностей.
Несмотря на наличие на Ближнем Востоке такого стратегического союзника США как Саудовская Аравия, на абсолютную его надежность Америке не приходится рассчитывать. Поэтому необходимо заблаговременно позаботиться о новом плацдарме. И такое идеальное место имеется на Среднем Востоке в Афганистане и пакистанском Белуджистане, позволяющем контролировать ситуацию в зоне Персидского залива, Иране, Центральной Азии и противодействовать китайской экспансии.
Из множества целей, для достижения которых необходимо присутствие США в Афганистане, выделим следующие:
- поддержка местного коррумпированного этнонационализма, зарекомендовавшего себя в качестве надежного союзника «правильной» демократии;
- недопущение превращения КНР в экономическую сверхдержаву;
- долгосрочное обеспечение энергоресурсами;
- возможности контроля по поставкам энергоресурсов с Большого Ближнего и Среднего Востока в ЕС и АТР;
- недопущение возрождения Великого шелкового пути, способствующего усилению экономических связей ЕС и АТР.
- ослабления в глобальной конкуренции Западной Европы и АТР, союзников и противников;
- продвижения НАТО на Восток и создания геополитического пояса верности (ГУАМ, цветные революции в Грузии, Украине и Киргизии) на рубежах цивилизаций;
- создание «пояса напряженности» и военных баз вокруг Китая, Ирана, чтобы подорвать их привлекательность как объектов экономической деятельности.
Несомненно, особую «головную» боль Вашингтону предоставляет набирающий мощь Пекин. Американо-афганская война (2001), преподнесенная как крупная полицейская акция в борьбе с международным терроризмом, позволила создать еще один плацдарм вблизи Китая.
Американская концепция «Большой Центральной Азии» направлена на отрыв бывших социалистических республик Средней Азии от пророссийского геополитического пространства и включении их в единый регион с Афганистаном. Эта задача упрощается, потому что еще в начале 90-х годов Россия сдала геополитическое пространство Центральной Азии, где ведущую роль играет Китай и США, включившие регион в зону своих стратегических интересов.
После цветной революции» в Киргизии и её неудачного экспорта в Узбекистан, Америка сменила стратегию в регионе. Она взяла на вооружение китайский опыт экономической экспансии. Главной задачей объявлено создание южного энергетического международного транспортного коридора из Центральной Азии к берегам Индийского океана. Таким образом, новым независимым государствам предлагается выход энергетических ресурсов Каспия на юг, миную Россию и Китай. Отрыв региона от евразийского пространства и России прервет процесс модернизации за счет объединения с архаичным Афганистаном.
После того как с подачи Кремля американцы оказались в Средней Азии, в этом направлении активизировалась геоэкономическая стратегия Китая, вкладывающего инвестиции в модернизацию местных коммуникаций. Трансформируются геополитические векторы и у среднеазиатских государств, оказавшихся в треугольнике «имперских амбиций» России, экономической экспансии Китая и интересами «справедливой демократии» Соединенных Штатов. Богатый энергетическими и другими ресурсами Казахстан стал проводить многовекторную политику на основе стратегического партнерства с Россией и Китаем, США и ЕС. Бедная Киргизии под давлением в первую очередь Китая и экономической помощи России, приняла решение о ликвидации американской военно-воздушную базу в Манасе.
Трансформация геостратегии США заключается и в том, что в результате выхода на рубежи евразийских цивилизаций (Еврамар), произошел отрыв от морских баз базирования, что особенно затрудняет «миротворческие» операции в Афганистане и Центральной Азии. Поэтому пришло время корректировки военной стратегии США на основе соединения преимуществ теории Римленда (морских берегов Евразии) и Еврамара («берегов» или рубежей мировых цивилизаций).
В последние годы Соединенные Штаты по существу подталкивали Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) трансформироваться в военно-политический блок, пока Россия и Китай еще не обложены окончательно «красными флажками». Становится очевидным, что если продолжится экспансия НАТО в зону геополитического влияния стран-участниц ШОС, то это противостояние перейдет в другую плоскость НАТО – ШОС. И Шанхайская организация вынуждена будет в ближайшем будущем стать ведущим военно-политическим и экономическим союзом в Евразии. Учитывая, что НАТО, это, прежде всего, военная мощь США, а не вассальной Европы, то усилится конфронтация по линии США – ШОС.
*1 Название сильнодействующего наркотика.
*2 Дергачев В.А. Демократическая петля Анаконды. — http://dergachev.org/analit/7.html
Вверх
«Геополитика сверхдержав»
