Обсудить статью в дискуссионном клубе 
Культурная революция или китайский тридцать седьмой
Владимир Дергачев 18.10.2011
После «Большого скачка» председатель Мао начал терять авторитет в партии из-за массовых народных выступлений. Обострилась борьба за власть, которая особенно проявилась во время Великой пролетарской культурной революции (1965 – 1976 гг.), вдохновителем и организатором которой был Великий кормчий. Мао пришла «гениальная» мысль использовать молодёжь в борьбе за власть и торжество идей маоизма. Что позволило убить двух зайцев — убрать оппозицию в партии и выпустить пар народного гнева. Культурная революция характеризовалась беспрецедентной анархией и политизацией всех сфер общественной жизни Китая. В значительной степени эта борьба напоминала советский террор, использованный Сталиным против оппозиции, когда произошла существенная ротация партийных кадров за счет смены поколений. Движущей силой революции стали молодежные студенческие и школьные отряды хунвэйбинов («красных охранников»). Однако со временем хаос и стихия охватили Поднебесную. Произошло расслоение среди молодежи, революционные отряды поделились на «красные» и «черные» банды мародеров и убийц. В состав Политбюро КПК вошли властолюбивые жены Мао и Линь Бяо. Конфликт на советско-китайской границе на Дальнем Востоке достиг апогея (бой за остров Даманский на реке Уссури). Западные СМИ начали писать о первой социалистической войне. Советский министр обороны предлагал нанести ядерные удары по основным промышленным центрам Китая.
Слева — правильное изображение «Культурной революции». Хунвейбин с цитатником Мао клеймит ревизионистов. Справ — неправильное изображение «Культурной революции» китайской художницей Ху Минг, служившей во время революции в армии. Её картины в Поднебесной признаны вредными и порочащими коммунистическую партию.

|
«Большой скачек» и «Культурная революция», в ходе которой погибло до 10 млн. человек, оказались неудавшимися поисками новой геоэкономической стратегии. Советское руководство перешло к открытой борьбе с «китайским ревизионизмом».
Российский политический обозреватель Дмитрий Косырев отмечает, что главной катастрофой «Культурной революции» наряду с развалом экономики, массовым голодом и смертью миллионов людей было потерянное поколение, которое не училось. А образование, согласно древней китайской традиции, являлось основой высоких моральных качеств человека. Против этого и была направлена «революция», потерпевшая, в конце концов, поражение. Массовые народные акции в Китае напоминали пик советского террора 1937 года, связанного со сменой элит. На героев Гражданской войны, старых инженеров и спецов писали доносы. В Китае ненависть была направлена, прежде всего, против элиты знаний — образованных людей, которых убивали или добивались «потери лица». Передовой отряд «хунвейбинов» состоял из старшеклассников, студентов и молодых рабочих, выступавших за примитивное пролетарское образование и против элитарного процесса отбора лучших. Это устраивало китайскую власть. Вероятно и в России, где, по мнению известного социолог Бестужева Лады, идет процесс оподления, отупения и остервенения в обществе, власть желает иметь собственных хунвейбинов. Когда молодёжь меньше думает, ей легче манипулировать для достижения своих целей.
Литература
Александр Панцов Мао Цзэдун. — М.: Молодая гвардия, 2007 (ЖЗЛ).
Владимир Дергачев Падение и взлет Китая. — Одесса: Судоходство, 1996.
Дмитрий Косырев Китайский тридцать седьмой. — http://www.izvestia.ru/news/374819
Диктатура красного Дракона
Великий кормчий
«Русский с китайцем братья навек?»
Культурная революция или китайский тридцать седьмой
Конфуцианский социализм
Трижды закалённый силой духа Китай
Падение и взлет китайского Дракона
(содержание электронной версии книги, которая начала публиковаться на Портале с октября 2011 года)
1 Дмитрий Косырев Китайский тридцать седьмой. — http://www.izvestia.ru/news/374819
«Геополитика сверхдержав»
